В день Воздвижения Креста Господня архиепископ Артемий посетил приход деревни Головачи

27 сентября 2017 года, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, архиепископ Гродненский и Волковысский совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженской церкви деревни Головачи Скидельского благочиния.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Скидельского округа протоиерей Кирилл Близнюк и настоятель прихода иерей Вячеслав Ковальский. За литургией Владыка Артемий обратился к прихожанам с архипастырским словом.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня Православная Церковь почитает Животворящий Крест Христов. Праздник Воздвижения Креста Господня — это праздник древний, уже в V веке он был установлен в Церкви. Историю праздника вы прекрасно знаете и помните. Три столетия прошло после смерти Христа и при императоре Константине Великом его мать Елена возглавляет экспедицию в Иерусалим, находит тот Крест, на котором был распят Христос. Господь дает знамения – воскрешение мертвого, исцеление больного. И этот Крест торжественно поднимается патриархом  и матерью императора, и весь народ падает на колени и взывает к Господу.

Конечно, каждый из нас сегодня задает вопрос: а в чем сила Креста Господня? Ведь что такое распятие – это смертная казнь. Это орудие пытки, самое жесткое которое было на земле. И как же это орудие пытки может стать знаменем Церкви? А все потому, что это знамя победы Христа над злом.

Бог настолько нас любит, что сам, добровольно, приходит к нам, чтобы нас спасти. Мы отпали от Бога, но Бог нас не оставляет. Он не может нас механически изменить, человек – высокое существо, одухотворенное, он образ Живого Бога и в него заложена потенциальная энергия богоуподобления.

Человек пал и он должен подняться, но без Божией помощи он не может этого сделать. И здесь совершается соработничество Бога и человека, Бог воплощается и вместе с человеком совершает спасение.

Бог умирает, он становится одним из нас, хотя смерть не имеет над ним никакой власти. Но Бог принимается на себя смерть, чтобы уничтожить ее изнутри. Смерть становится побежденной смертью и все это происходит на Кресте. И поэтому Крест называет жертвенником, на котором пролилась кровь Бога и из Него исходят лучи величайшей благодати Божией.

В Кресте заключается весь смысл христианства. На нашем нательном крестике написано: «Спаси и сохрани» — о каком же спасении и сохранении здесь говорится? О спасение нашей бессмертной души и сохранения нашего бессмертия с Богом. А мы порой воспринимаем все это чрезмерно материально и на крестик смотрим как на какой-то талисман, оберег. Некоторые женщины надевают еще и какие-то камушки, и знаки зодиака, и заодно – крестик. И все это, по их мнению, оберегает от сглаза, порчи и прочих бед.

Но крест – это не оберег, это путь ко спасению. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24) – говорит Господь. Господь не обещает нам комфорта, не обещает нам спокойной жизни, не говорит о каком-то внешнем процветании. Господь говорит о том, что мы будем идти против сил зла, что мы будем гонимы в этом мире, что мы будем умирать, так как Он умирал на Кресте, чтобы стать причастником Его воскресения.

Крест и воскрешение неразделимы между собой – чтобы стать воскрешенным, нужно пройти через Голгофу, через распятие. Если мы умираем за правду, за истину, то мы и воскреснем со Христом. Если же мы приспосабливаемся к этому миру, то воскресение может не стать нашим уделом.

Сегодняшний период нашей церковной истории очень своеобразный. У одного из святых спросили, а какие будут последние христиане и он ответил, что они будут приспособленцами и всего будут бояться. Они будут бояться умереть за Христа, бояться пострадать за Господа, будут искать тихой и комфортной жизни.

А первые христиане жили с одной мечтой – умереть за Христа. Убивали мученика на арене, поднимались члены его общины и говорили, что они тоже христиане. А мы стыдимся нашего Господа, Он у нас где-то в отдалении, Он нужен для того, чтобы была удача в этой жизни. Заболеем ли мы, возникнут ли трудности – мы идем в церковь, а если нет – то продолжаем жить без нее. Про спасение мы не только не думаем, но даже и объяснить зачастую не можем в чем оно заключается.

Но то, что мы не можем объяснить словами – объясняет Крест Христов, обагренный Его кровью. Мы призваны так любить Бога, как Бог любит нас. Бог отдал себя нам, а мы должны отдать себя Богу. И в этом и есть смысл нашего христианства, в этом смысл нашего спасения.

Ваш храм освящен в честь Животворящего Креста Господня. И сегодня ваш престольный праздник, сегодня День Ангела вашей церковной общины. Поэтому всех вас приветствуем, поздравляем с праздником и пусть сила Честного и Животворящего Креста Господня укрепит вашу веру, откроет вам смысл христианства и направит вас на путь спасения. Аминь».

По окончании литургии, по случаю престольного праздника, состоялся Крестный ход вокруг храма.

Александр ШУРСКИЙ
Фото: Игорь ВОТКЕВИЧ

Фотографии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *